Единственная в мире

Земной шар окружает магнитное поле, на сотки тыщ км уходящее в космос. Оно воздействует на почтивсе естественные явления, на работу технических устройств, и это воздействие нам никак не безразлично. Люди издавна начали стремиться к тому, чтоб применять земной магнетизм себе на выгоду, а вредное действие его предупредить. Особенно это принципиально в наше время — время буйного развития техники и науки. А для этого необходимо ведать о состоянии магнитного поля планеты, его свойства.

На всех материках, по всему миру разбросаны обсерватории, изучающие магнитное поле Земли. Больших обсерваторий насчитывается возле ста пятидесяти. Двадцать из них размещены на местности нашей страны. Кроме такого, магнитологи нередко отправляются в экспедиции, чтоб изготовить магнитную съемку во льдах Арктики и Антарктики, в тайге, в пустынях.

Магнитное поле чрезвычайно переменчиво. От года к году, от века к веку оно изменяется. В одних районах Земли — растет, в остальных — уменьшается. Происходит, как молвят, столетний ход магнитного поля. Вот отчего составленные учеными магнитные карты скоро стареют и любые 10, а то и 5 лет их необходимо подменять новыми.

Картина магнитного поля станет далековато не совершенной, ежели изучить его лишь на суше. Она, как известно, занимает только третью дробь земной поверхности. Но как же учить магнетизм в морях и океанах?

Ответ, казалось бы, прост: с помощью кораблей. Но гроза в том, что обычные суда для этого не пригодны. Их стальные корпуса, машины, машины сами окружены магнитным полем, которое воздействует на измерения. Результаты получаются неверными.

Предложение выстроить специальное немагнитное судно наши ученые высказывали издавна, наиболее сорока лет обратно. Однако исполнить этот план продолжительно не удавалось. И лишь в 1953 году таковой необычный корабль был сотворен — единственная в мире немагнитная па-русно-моторная шхуна " Заря ".

Это — прекрасный небольшой парусник с белоснежным корпусом и высокими, стройными мачтами. Все, что разрешено было изготовить древесным — подробности и обшивку корпуса, палубу, мачты, — сделали древесным, из дуба, сосны, ели. Там же, где металла избежать было невозможно, применили латунь, бронзу, дюралюминий. " Заря " — единственное судно, у которого латунный якорь, латунная якорная цепь. Из немагнитных сплавов изготовлены почтивсе механизмы шхуны, гребной винт, двери кают и даже кухонные принадлежности.

Железо, истина, на " Заре " все-же имеется( кпримеру, маленький движок, электрические устрой-ства), но его совершенно мало, и расположены стальные доли как можно далее от измерительных приборов.

Шхуна обеспечена хорошей аппаратурой. Места на паруснике недостаточно, каютки крошечные, но для размещения устройств отведено наиболее огромное помещение — салон-лаборатория. Во время измерений " Заре " становиться не необходимо. Приборы автоматом записывают не лишь составляющие магнитного поля, но втомжедухе глубину океана, водят наблюдение за ионосферой — верхними слоями воздушной оболочки Земли, от состояния которых сильно зависит магнитное поле.

Если нанести маршруты " Зари " на карту, то они покроют ее плотный сетью. Шхуна плавала в 3-х океанах и почтивсех, почтивсех морях. Ей пришлось проверить и тропический зной, и прохладные северные ветры.

" Картина важная и жуткая, — упоминал о шторме в Индийском океане капитан шхуны А. Б. Юдович. — Волны практически весь покрыты белой пеной. Водяная пыль не дает дышать, ветр валит с ног, обрывает вопль.

Временами приподнято над башкой нависает рокочущий гребень горо-подобной волны и видится, что в последующее миг все станет сметено, раздавлено, уничтожено ".

Даже видавших виды " морских волков " очаровывают смелые рейсы маленькой шхуны, мужество ее экипажа. Сейчас, когда пишутся эти строчки, плавучая обсерватория готовится в Ленинграде к новому походу.

Готовые проекты
Готовые проекты